Рабочая документация СППС
Благодаря документированию работы возникает сознательная организация деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, намечаются возможности воспитательной среды и клиентов, а также самих специалистов СППС.
Процесс ведения документации важен для всех и особенно для начинающих работников службы.
Ведение документации – одна из основных форм организации работы специалистов СППС.
В процессе работы по документированию решаются следующие задачи:
- накопление информации;
- фиксация процесса оказания помощи;
- укрепление и координация сотрудничества с другими специалистами, ведомствами;
- передача информации на все уровни исполнения;
- обобщение результатов;
- систематизация информации.
Система документирования включает в себя:
- создание документов;
- работу с ними;
- хранение.
Работа по документированию вносится специалистами СППС в ежедневный (недельный) план работы, осознаётся и учитывается при формировании других планов и программ деятельности. Для её осуществления отводится рабочее время в том количестве, которого требует профессиональный опыт специалистов, но без ущерба для других видов социально-педагогической и психологической работы.
Аккуратное и грамотное ведение документации усиливает профессиональную успешность специалистов СППС и делает их менее уязвимыми при различных проверках и отчётах.
Необходимо ясно представлять различие между документацией СППС и документацией специалистов СППС. Каждым сотрудником службы заполняется своя (личная) необходимая для работы документация. Она имеет специфическое отличие (так, у дефектолога индивидуальные карты отличаются от карточек персонофицированного учета социального педагога или медицинских карточек у медработника). Одновременно с этим, лидером (или руководителем) СППС ведется общая документация службы.
Документация СППС складывается из:
1) нормативных правовых актов, регулирующих деятельность СППС и учреждения образования, а также социального педагога, психолога и других специалистов, входящих в состав СППС;
2) общего планирования деятельности СППС и её специалистов;
3) отчётов о проделанной работе за тот или иной период;
4) протоколов различных заседаний, совещаний, советов, встреч и т.д.;
5) документов из переписки с учреждениями;
6) договоров, актов обследования, соглашений;
7) записей в книгах регистрации (звонков по телефону доверия, обращений за помощью, консультаций и т.д.), учёта работы специалиста;
8) результатов исследований района, учреждения, семьи;
9) медико-психолого-педагогических характеристик подопечных, личных дел несовершеннолетних, состоящих на учёте и т.д.
Для специалистов СППС заполненная документация – это своеобразная памятка, напоминание о воспитанниках, клиентах, их проблемах, целях, которые поставлены для разрешения этих проблем.
Особое внимание следует уделять документации по планированию работы. Целью планирования работы является координация действий с определением конкретных мероприятий, взаимодействий, с указанием сроков, исполнителей, охватываемого контингента. При планировании необходимо соблюдать следующие требования: адекватность, педагогическая целесообразность, оптимальность, согласованность, конкретность, просматриваемость, перспективность, завершенность. Все планирование должно служить систематизации и повышению эффективности работы.
Перспективный план работы СППС (как правило, на учебный год) должен быть представлен отдельным документом, утвержденным руководителем учреждения образования. Он состоит из вводной части (т.е. анализа работы за прошедший год) и основных предполагаемых мероприятий и видов деятельности, которые являются базовыми (различных исследований, просвещения, профилактики, организационно-массовых и т.д.). Здесь же должна быть показана работа по повышению профессионального уровня специалистов службы. Более мелким, детальным является план работы СППС на четверть (или месяц), где конкретизируются, развиваются соответствующие пункты годового плана, соотносятся с конкретным временем. Здесь также отражается то значимое, что предстало как необходимость в результате осуществления той или иной деятельности, хотя в перспективном плане и не значилось.
Специалистам СППС (для упорядочения их деятельности) целесообразно иметь личный план работы на год (не требует утверждения у руководителя учреждения), а также планы работы на месяц (четверть) и неделю (ежедневный). Ежедневный (недельный) план работы специалистов составляется на основе помесячного плана и тех ситуативных мероприятий, которые возникли по ходу осуществления профессиональной деятельности. Форма плана может быть произвольной, но удобной для работы, в нем конкретно и ясно должна задаваться программа работы на день, развернутая как по видам осуществляемой деятельности, так и по затратам времени (указываются: день недели, число, время, форма мероприятия, тема, контингент, место. Например, понедельник, 21.11.06., 15.00., дискуссия «За и против курения», уч-ся 8-а кл., музей).
Планирование работы совета профилактики учреждения образования, а также составление тематических планов (проведения месячника правовых знаний, недели профилактики СПИДа и др.) и планов работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами, как и индивидуальных планов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, не нуждаются в особых комментариях. Прежде всего, это – планы работы СППС, ответственный за их составление – лидер (руководитель) СППС, исполнители – все специалисты службы.
Документация специалистов СППС не подлежит официальному контролю, кроме планов и отчетов.
Рекомендуемый П Е Р Е Ч Е Н Ь
основной (рабочей) документации СППС
- график работы специалистов СППС, утвержденный руководителем учреждения образования;
- график проведения индивидуальных консультаций специалистами СППС для детей, родителей и педагогов;
- циклограммы рабочего времени СППС и её специалистов (на неделю);
- план работы СППС на год, четверть (месяц);
- планы работы специалистов СППС на год, четверть(месяц), неделю(ежедневный);
- план работы совета профилактики учреждения образования;
- планы работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, центром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодежными общественными объединениями и др.);
- тематические планы работы СППС (месячника правовых знаний, недели здоровья, недели профилактики табакокурения, СПИДа и т.д.);
- индивидуальные планы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении (по необходимости);
- аналитический отчет о работе СППС, специалистов СППС за год;
- отчеты и информации о работе по выполнению тематических планов (по необходимости);
- отчеты о работе совета профилактики;
- протоколы совета профилактики;
- журналы учета индивидуальных консультаций специалистов СППС для детей, родителей, педагогов;
- журналы учета работы специалистов СППС (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т.д.);
- журнал учета посещений учреждения образования и профилактической работы инспектора ИДН;
- социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования;
- социально-педагогическая характеристика учреждения образования;
- социально-педагогическая характеристика классов (групп);
- банк данных о воспитанниках, состоящих на учете (ВШК, ИДН, группа риска, инвалиды и т.д.), а также семьях, находящихся в социально-опасном положении (неблагополучные, неполные, многодетные, группы риска и т.д.);
- личные дела несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- информационный банк данных об организациях, с которыми взаимодействуют специалисты СППС по вопросам социализации несовершеннолетних;
- перечень имущества и оборудования кабинетов СППС.
Методическая копилка СППС
Особое место в документации СППС и ее специалистов занимает методическая копилка.
Методический инструментарий специалистов СППС достаточно разнообразен и включает следующие материалы:
- профессиональная библиотечка;
- статистические сборники, аналитические материалы по проблемам охраны детства;
- национальные, региональные, городские, районные комплексно-целевые программы воспитания детей и молодежи, программные разработки в области реализации основ социальной политики;
- диагностический инструментарий (анкета, опросники, тесты и т.д.);
- сценарии, программы индивидуальных и групповых мероприятий (занятий, тренингов, праздников, шоу);
- материалы для информационных стендов, уголка правовых знаний, уголка профориентации и др.;
- методические разработки по профилю работы специалистов СППС.
Методическая копилка СППС формируется из опыта ее работы и накапливается в течение всей ее деятельности.
Все собранные специалистами СППС методические материалы могут быть объединены:
- по возрастному принципу (работа с младшими школьниками, старшеклассниками и т.д.);
- по адресатам (в помощь родителям, в помощь классному руководителю и т.д.);
- по направлениям (работа по профориентации, работа с семьёй, профилактика табакокурения и т.д.).
Размещаются материалы на полках в шкафах (или открытых стеллажах), в папках-накопителях или отдельно.
Процесс документирования требует от специалистов определенных навыков и умений, например:
- составлять основные служебные документы и оформлять их, знать реквизиты документов, правильное их написание; документ, не имеющий тех или иных реквизитов, рассматривается как брак;
- владеть машинописью и компьютером для написания служебного документа (самостоятельно или под диктовку);
- пользоваться диктофоном, магнитофоном, видеокамерой, фотоаппаратом;
- вести работу с письмами, жалобами, заявлениями и другими документами;
- контролировать работу по исполнению документов (знать порядок исполнения документов, кем и как они должны исполняться);
- копировать и размножать документы (знать, как и кем копии документов должны быть юридически грамотно удостоверены);
- правильно и аккуратно вести регистрационные записи (регистрация – это учёт документов; одно из средств контроля исполнения документов);
- составлять собственную номенклатуру дел, правильно группировать документы, объединять их в дела, затем в группы дел; классифицировать;
- правильно хранить документы (в процессе работы с документами закладываются основы правильного архива);
- правильно определять сроки хранения документов в архиве (сроки хранения документов определяются в зависимости от их значения и ценности).
При увольнении специалисты СППС сдают всю документацию на хранение руководителю учреждения образования.